Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Что значит быть грамотным в ХХI веке
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Компетенции "4К": "Формирование и оценка на уроке"
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности по ФГОС
Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № 1260 от 17.09.2024г. «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Адыгея на 2024-2025 учебный год»funkcionalnaja_gramotnost.pdf
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту – ФГОС начального общего образования) и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее по тексту – ФГОС основного общего образования) лежит представление об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
В организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, используется ФГОС основного общего образования.
В организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования, используется ФГОС начального общего образования.
Единство обязательных требований к результатам освоения вышеуказанных программ реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее по тексту – ФГОС среднего общего образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.
ФГОС среднего общего образования является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В целях проведения мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области для реализации проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» для организации научно-методического сопровождения образовательных организаций Свердловской области по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, Министерством образования и молодежной политики Свердловской области принят приказ от 10.02.2023 № 223-Д «О проведении мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области».
Согласно пункту 2 приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.02.2023 № 223-Д «О проведении мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области», рекомендуется органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, организовать:
1) участие в мониторинге общеобразовательных организаций Свердловской области в соответствии с выборкой, формируемой государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (далее по тексту – ГАОУ ДПО СО «ИРО»);
2) обеспечить организационные, технико-технологические условия проведения мониторинга на базе общеобразовательных организаций Свердловской области;
3) привлечь педагогов общеобразовательных организаций Свердловской области
к осуществлению экспертизы развернутых ответов обучающихся, участвовавших
в мониторинге;
4) результаты мониторинга принять к сведению, обеспечить их использование
в управленческой, педагогической, методической работе.
Сведения о проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» размещены на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка
на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/content/board1/ (дата обращения: 25.09.2023). Данный интернет-ресурс представляет собой сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
Кроме того, методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности (с использованием открытого банка задания на основе программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни») (5 класс) (ссылка на документ, размещенный в интернет-ресурсе: http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/11_09_2023_Методические_рекомендации_ФГ_5_класс_ИТОГ.pdf (дата обращения: 25.09.2023) являются частью системы учебно-методических материалов
по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов.
«Методические рекомендации для 5 класса были разработаны в соответствии
с Программой курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» (одобренной решением Федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022 г.) в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» № 073-00058-22-01 от 18.01.2022 и размещены на портале института в начале 2022/2023 учебного года для использования в процессе введения обновленных ФГОС с 5-го класса.
В 2023 году в рамках государственного задания федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» «Научно-педагогические исследования применения электронного банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности» №073-00008-05 от 21.04.2023 на 2023 год методические рекомендации для 5 класса были доработаны
с учетом их использования в первый год введения ФГОС.
В методических рекомендациях описаны:
- особенности организации и проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности,
- содержание занятий,
- основные виды деятельности учащихся,
- формы проведения занятий, а также даны ссылки как на печатные, так и цифровые ресурсы по всем шести направлениям функциональной грамотности.»
(использование информации, размещенной на веб-сайте: http://skiv.instrao.ru/content/news/138/ (дата обращения: 25.09.2023)
Банк заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям (ссылка на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (дата обращения: 25.09.2023):
- читаемая грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовая грамотность;
- креативное мышление.
Семинары по функциональной грамотности
Подробнее о проекте по формированию функциональной грамотности школьников размещено на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка
на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/seminary-po-funktsionalnoy-gramotnosti.php (дата обращения: 25.09.2023)