Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Что значит быть грамотным в ХХI веке

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Компетенции "4К": "Формирование и оценка на уроке"

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Уроки формирования функциональной грамотности по ФГОС

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

муниципальный план ФГ

План мероприятий

Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № 1260 от 17.09.2024г. «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Адыгея на 2024-2025 учебный год»funkcionalnaja_gramotnost.pdf

План_работы_с_родителями_по_формированию_функциональной_грамотности_обучающихся_на 2024-2025 уч.год  в МБОУ_СОШ_3.pdf

План_мероприятий_по_развитию_функциональной_грамотности обучающихся на 2024-2025 уч.год в МБОУ СОШ №3 им.Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А.А..pdf

 

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту – ФГОС начального общего образования) и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее по тексту – ФГОС основного общего образования) лежит представление об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

В организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, используется ФГОС основного общего образования.

В организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования, используется ФГОС начального общего образования.

Единство обязательных требований к результатам освоения вышеуказанных программ реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее по тексту – ФГОС среднего общего образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

ФГОС среднего общего образования является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В целях проведения мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области для реализации проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» для организации научно-методического сопровождения образовательных организаций Свердловской области по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, Министерством образования и молодежной политики Свердловской области принят приказ от 10.02.2023 № 223-Д «О проведении мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области».

Согласно пункту 2 приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.02.2023 № 223-Д «О проведении мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области», рекомендуется органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, организовать:

1) участие в мониторинге общеобразовательных организаций Свердловской области в соответствии с выборкой, формируемой государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (далее по тексту – ГАОУ ДПО СО «ИРО»);

2) обеспечить организационные, технико-технологические условия проведения мониторинга на базе общеобразовательных организаций Свердловской области;

3) привлечь педагогов общеобразовательных организаций Свердловской области
к осуществлению экспертизы развернутых ответов обучающихся, участвовавших
в мониторинге;

4) результаты мониторинга принять к сведению, обеспечить их использование
в управленческой, педагогической, методической работе.

Сведения о проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» размещены на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка
на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/content/board1/ (дата обращения: 25.09.2023). Данный интернет-ресурс представляет собой сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

Кроме того, методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности (с использованием открытого банка задания на основе программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни») (5 класс) (ссылка на документ, размещенный в интернет-ресурсе: http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/11_09_2023_Методические_рекомендации_ФГ_5_класс_ИТОГ.pdf (дата обращения: 25.09.2023) являются частью системы учебно-методических материалов
по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов.

«Методические рекомендации для 5 класса были разработаны в соответствии
с Программой курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» (одобренной решением Федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022 г.) в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» № 073-00058-22-01 от 18.01.2022 и размещены на портале института в начале 2022/2023 учебного года для использования в процессе введения обновленных ФГОС с 5-го класса.

В 2023 году в рамках государственного задания федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» «Научно-педагогические исследования применения электронного банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности» №073-00008-05 от 21.04.2023 на 2023 год методические рекомендации для 5 класса были доработаны
с учетом их использования в первый год введения ФГОС.

В методических рекомендациях описаны:

  • особенности организации и проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности,
  • содержание занятий,
  • основные виды деятельности учащихся,
  • формы проведения занятий, а также даны ссылки как на печатные, так и цифровые ресурсы по всем шести направлениям функциональной грамотности.»

(использование информации, размещенной на веб-сайте: http://skiv.instrao.ru/content/news/138/ (дата обращения: 25.09.2023)

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям (ссылка на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (дата обращения: 25.09.2023):

  • читаемая грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление.

Семинары по функциональной грамотности

Подробнее о проекте по формированию функциональной грамотности школьников размещено на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка
на веб-ресурс: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/seminary-po-funktsionalnoy-gramotnosti.php (дата обращения: 25.09.2023)