Введение обновленных ФГОС

Введение обновленных ФГОС

Телефон горячей линии по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ООО в Республике Адыгея 

8(8772)524244 или 8(8772)525800

Мониторинг готовности к введению обновленных федеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

Федеральные документы

Критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образовани.pdf

Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.pdf

 Региональные документы

Приказ_МО_и_Н_РА_от 22.02.2022 №376 "О введении обноленных ФГОС НОО И ООО в Республике Адыгея".pdf

Приказ_МО_И_Н_РА_от_11.05.2022г_600 "О проведении мониторинга готовности к введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в РА в 2022 году" .pdf

Консультационно-методический центр

Приказ ГБУ ДПО РА "АРИПК" от 28.06.2022 №_62-од."О создании консультационно-методического центра по вопросам организационного и методического сопровождения обновленных ФГОС"pdf

 Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022года №АЗ-113/03"О направлении методических рекомендаций"pdf

Письмо Минпросвещении России от 05.07.2022года №ТВ-1290/03"О направлении методических рекомендаций".pdf

 Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования(приложение 1 к письму).pdf

Пресс-релиз (13.07.2022год)

Работа экспертов по контролю готовности муниципальных органов УО и ОО к введению ФГОС НОО и ООО в РА.

Информационно_методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образованияписьмо .pdf

План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.pdf

Примерный план-график мероприятий введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования субъекта Российской Федерации.pdf

Критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.pdf

Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.pdf

Приказ_МО_и_Н_РА от 22.02.2022года №376 "О введении обновленных ФГОС НОО и ООО в Республике Адыгея.pdf

Приказ_МО_и_Н_РА_от_14.03.2022 №493 "Об утверждении плана -графика ("дорожной карты") по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в Республике Адыгея.pdf

Приказ_МО и Н РА от_11.05.2022г_600 "О проведении мониторинга готовности к введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях  Республик Адыгея" в 2022 году.pdf

Приказ_МОиН_РА_от 18.05.2022 года №960 "О проведении родительских собраний по вопросам перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях Республики Адыгея В 2022 году.pdf

Приказ_МО_и_Н РА от 08.06.2022года №1110 "О проведении республиканского семинара "Организационно-методическое сопровождение введения обновленных ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях Республики Адыгея.pdf

ДОКУМЕНТЫ МБОУ СОШ № 3 им.Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А.А.  РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС:

Приказ_22_от_25.02.2022_Об_утверждении_дорожной_карты_по_переходу_на_новые_ФГОС_НООФГОС_ООО.pdf

Дорожная_карта_по_обновленным_фгос_2022.docx

Приказ_о_создании_рабочей_группы_по_обновленным_ФГОС.pdf

МБОУ СОШ №3  НА ПУТИ К ПЕРЕХОДУ НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ФГОС ООО С 01.09.2022

Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

 Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

ОБНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО: ОБЗОР 18 КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

1.Вариативность

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

2.Планируемые результаты

В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».

 Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

3.Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

• гражданско-патриотическое;

• духовно-нравственное;

• эстетическое;

• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

• трудовое;

• экологическое;

• ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

 4.Пояснительная записка к Программе

Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

5.Содержательный раздел Программ

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;

• программу формирования УУД;

• рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

 6.Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

7.Рабочая программа воспитания

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)

 8.Программа формирования универсальных учебных действий

По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

9.Предметные области и предметы

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).  

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.

При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО

10.Объем урочной и внеурочной деятельности

ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум

ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимум

ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум

(п. 32.1 ФГОС НОО)

ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум

(п. 33.1 ФГОС ООО)

Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

 11.Особенности обучения детей с ОВЗ

В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

 12.Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

13.Деление учеников на группы

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей ( ФГОС НОО, ФГОС ООО)

 14.Информационно-образовательная среда

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

 15.Оснащение кабинетов

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)

 16.Обеспечение учебниками

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

 17.Психолого-педагогические условия

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

18.Повышение квалификации педагогов

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   https://edsoo.ru/

Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/

Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/

Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm 

Методические видеоуроки

Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования.

Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания.

Ссылка на весь перечень видеоуроков (единое содержание общего образования) -https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования 2021 год.

Выступление заместителя Министра просвещения Российской Федерации А. В. Зыряновой на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», посвященный вопросам сопровождения внедрения обновленных ФГОС 07.09.2021 г.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Всероссийские просветительские мероприятия и конференции, проводимые Институтом стратегии развития образования РАО

2021 год

Всероссийские просветительские мероприятия

1.«Обновление содержания и методик преподавания предметов естественнонаучного общего образования»,       26.05.2021г.

2.«Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература», 29.06.2021 г.

3.«Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Общественно-научные предметы»,   01.10.2021 г.

4.«Обновление содержания и методик преподавания предметной области«Математика и информатика»,27.10.2021 г.

5."Обновление содержания и методик преподавания предметов в начальной школе", 01.12.2021 г.

Конференции

 1.Всероссийская научно-практическая конференция "Единая критериальная система оценки в общем образовании", 13.10.2021 г.  

2.Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение и устранение трудностей в обучении младших школьников как проблема профессионального развития педагогов», 26.10.2021 г.  

3.VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию, 17.12.2021 г.

Семинары

 1.Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык», 21.12.2021 г.  

2.Семинар по вопросам проведения апробации ПРП ООО предмета «Математика», 07.12.2021 г.

3.Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по математике, 23.11.2021 г.

4.Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по предметам «Русский язык», «Родной язык (русский)», 09.11.2021 г.

5. Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ, 20.10.2021 г.

6.Семинар по функциональной грамотности ФГБНУ "ИСРО РАО", 24.09.2021 г.

7.Семинар по апробации примерных рабочих программ, 15.09.2021 г.

8.Предметная секция "Русский язык и литература", "История и иностранный язык" в рамках семинара, 13.09.2021 г.

ПРОЕКТЫ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБНОВЛЕННОМУ ФГОС

Уважаемые коллеги!

Институт стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России разработал проекты примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования.

Приглашаем Вас к обсуждению разработанных проектов!

(Проект) Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(Проект) Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Примерные РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных предметов по новому ФГОС ООО

 Английский язык. Основное общее образование.pdf (скачать) (посмотреть)
 Биология. Основное общее образование (1).pdf (скачать) (посмотреть)
 География. Основное общее образование.pdf (скачать) (посмотреть)
 Изобразительное искусство. Основное общее образование (1).pdf (скачать) (посмотреть)
 Информатика. Основное общее образование.pdf (скачать) (посмотреть)
 Родной язык (русский). Основное общее образование_5-9 (1).pdf (скачать) (посмотреть)
 Русский язык. Основное общее образование_5-9.pdf (скачать) (посмотреть)
 Физика. Основное общее образование_7-9.pdf (скачать) (посмотреть)
 Физическая культура. Основное общее образование_5-9.pdf (скачать) (посмотреть)
 Химия. Основное общее образование.pdf (скачать) (посмотреть)
 Основы безопасности жизнедеятельности. Основное общее образование_8-9.pdf (скачать) (посмотреть)

Примерные РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных предметов по новому ФГОС НОО

ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС

ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Презентация_для_родительского_собрания_о_переходе_на_ФГОС-2021.pdf

Изменения в новых ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация. Обновленный ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация Новые ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация. Обновленный ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)

Курсы повышения квалификации Обновленные ФГОС