Социально-психологическая служба
9 ПОДСКАЗОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!
ЧТО ДАРИТЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ?
Первый раз – в первый класс! Это событие в жизни ребенка, несомненно, заслуживает самых долгожданных и лучших подарков. Только сразу стоит предупредить, что подарок первокласснику – это не просто что-нибудь из списка школьных принадлежностей. Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список — это обязательные школьные принадлежности, которые необходимы школьнику. А вот то, что приобретается сверх списка, можно уже называть подарками. Но даже покупка школьных принадлежностей доставит ребенку особую радость. Пусть малыш выбирает сам то, что ему больше нравится – превратите покупку школьных принадлежностей в настоящий праздник.
Первокласснику просто необходимы:
— школьный ранец, портфель или рюкзак;
— тетради (тонкие и общие, в клеточку и в линеечку);
— наборы цветных ручек;
— фломастеры и карандаши;
— ластики;
— точилка;
— обложки для тетрадей и книг;
— пенал;
— набор линеек;
— краски (акварельные или гуашь);
— альбом для рисования;
— набор кисточек и т.д.
Кроме того, вещи, которые дарят первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами:
1) максимальной прочностью;
2) максимальной простотой в эксплуатации;
3) быть легко заменяемыми.
Если к 1сентября вы дарите что-то не своему, а «чужому» первоклашке, поступить следует очень просто: зайдите в хороший канцелярский магазин, гляньте на прилавок, вспомните свое детство и приобретите то, что Вам - ребенку очень-очень хотелось бы иметь. Даже если Вы купите что-нибудь совершенно абсурдное в контексте первого класса (например, готовальню) — ничего страшного. Первоклашка и сам не знает, что ему понадобится, и будет страшно рад любой красивой вещи из «взрослого», школьного мира. А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в Макдональдс, парк развлечений, посещение кинотеатра или театра. И обязательно — цветы. И обязательно — торт или пирог. И обязательно — мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году — Праздник Школы. Ведь это так здорово!
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ.
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятии, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
3. Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
5. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
10. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
11. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7—8 — до 3, 8—9-х классов — до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
12. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.