Кл.час "Питание и здоровье"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 3»

«Питание и здоровье»
(классный час в 8 классе)
Провела: Енамукова Марина Черчановна,
классный руководитель 8 класса
2016 г.
«Питание и здоровье» (слайд № 1)
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему
здоровью через понятие здорового питания. (слайд № 2)
Задачи:
- учить составлять и соблюдать правильный режим питания;
- формировать умение выбирать полезные продукты питания;
- развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
- сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
- помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения
к здоровому образу жизни;
- работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни,
гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
- развивать творческие способности, память, внимание, познавательный инте-рес;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное
питание.
Форма проведения: работа в группах.
Средства обучения: плакат "Пирамида питания", плакат "Здоровое питание",
мультимедиа-проектор, ноутбук, презентация, магнитная доска.
Подготовка учителя:
- оформить доску темой классного часа, общей таблицей режима питания;
- подготовить презентацию (фотографии людей с разным здоровьем и
успехом в жизни, рисунки продуктов, содержащих белки, жиры и углеводы);
- напечатать бланки для составления индивидуального режима питания;
- разложить на столы бумагу для письма, фломастеры.
Подготовка учащихся:
- разделиться по желанию на 2 рабочие группы,
- расставить мебель в классе для работы по группам,
- приготовить письменные принадлежности.
Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благопо-лучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Ход классного часа
I. В начале классного часа классный воспитатель предлагает разместиться
группами и прочитать тему занятия, записанную на доске. (слайд № 4)
ПИТАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ
II. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить
свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает
по-своему.
-Вспомните, пожалуйста, и назовите факторы, способствующие улучшению
здоровья: (соблюдение режима дня, правильное питание, оптимальная физическая
нагрузка, хорошее настроение, отсутствие вредных привычек).
-Что мы имеем в виду, когда говорим о правильном питании? (Есть в одни и те
же часы пищу, богатую питательными веществами).
Древние греки, например, мало болели, но долго жили!
-Отчего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, та-бака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занима-лись наукой, полдня физкультурой.
А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом погово-рим.
Представьте себе, что вам нужно построить хороший дом. На базе строймате-риалов вам предложили несколько вариантов кирпичей. Обсудите в группе, какие
кирпичи купите для постройки прочного и долговечного здания. (Обсуждение и вы-ступление представителей групп.) (слайд № 5)
Крупные и крепкие Мелкие и фигурные 10 руб.
Разнокалиберные, пересортица 5 руб.
Красивые, но не прочные 3 руб.
Выбор ребят похож и это не удивительно: все понимают, что из плохих
стройматериалов дом не построить. А если построить красивый дом, но из некач е-ственных стройматериалов, то дом долго не простоит.
III. Сегодня на классном часе речь пойдёт о строительстве вашего организма,
т. е. о его развитии. Мы должны разобраться, из каких “кирпичиков” складыв ается
крепкое здоровье. Выберите фотографию человека в качестве модели своего буд ущего. (Варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.) (слайд №
6,7)
Ребята обсуждают задание и слушают мнения представителей всех групп.
Учитель подводит итог выступлений учащихся.
- Вы опять единодушны в своём выборе: все хотят быть молодыми, успешны-ми, здоровыми. Никто не сомневается, что успеха в жизни может достичь только сильный, здоровый, умный человек. А какие “стройматериалы” необходимы для
осуществления лучшего варианта “постройки” здорового организма? Сейчас узнаем.
IV. Доктора советуют: чтобы правильно питаться, нужно два условия: уме-ренность и разнообразие. Что значит умеренность?
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы
жить, а не живем, для того чтобы есть».
Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда
происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе суще-ственно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии чело-века является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.
«Мельница живёт водою, а человек едою»
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, даю-щими энергию).
Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.
Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг. массы тела
равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки –1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.
Переходим к ознакомлению с правильным рациональным режимом питания.
Классный руководитель предлагает рассмотреть таблицу 1 “Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов” и определить, какие вещества необходимы для построения тканей, органов, для нормальной жизнедеятельности человека в воз-расте 14-16 лет? (Таблица выдаётся на каждый стол).
- Вспомните, ещё в начальной шко-ле вам говорили, что питание должно быть
разнообразным. Обратите внимание: опти-мальный баланс белков, жиров и углеводов в
школьном возрасте 1:1:4. Рассмотрите рисунки
продуктов, которые содержат белки, жиры и
углеводы. Что ещё нужно учитывать при под-боре продуктов? (Минеральные вещества и
витамины) (слайд № 9)
- Как называется возраст 14 – 16
лет? (подростковый) (слайд № 10)
- Подумайте, что будет, если подро-сток не будет получать необходимые организ-му жиры, белки, углеводы, а также витамины и минеральные вещества?
Дети обсуждают вопрос в группах и озвучивают своё мнение.
Игра: «Полезное – неполезное»
- Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:
- Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное мас-ло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию
«Будь здоров». Учёные-консультанты расскажут вам много интересного (за
отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы).
Классный руководитель. Давайте внимательно рассмотрим упаковки
некоторых продуктов питания, которые вы принесли сегодня на классный час. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитер-ских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши консультанты.
Консультант 1. Современное производство продуктов питания немыс-лимо без пищевых добавок. Они спо-собствуют длительному сохранению,
улучшению цвета, вкуса и консистен-ции продукта. В странах Европейско-го союза принята система цифровой
кодификации пищевых добавок: каж-дая из ни обозначается буквой «Е» и
цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитер-ские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения про-дукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399)
защищают продукт от повреждающе-го действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную конси-стенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления
водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов.
Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, при-правы, колбасы.
Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в
пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.
Классный руководитель. В последнее время на этикетках можно увидеть
надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифици-рованных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО).
Что это значит?
Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в
обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные
растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Транс-генные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низ-кокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микр о-элементов.
Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии
ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали ма-лорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению.
Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается числен-ность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия Классный руководитель подводит итог разным суждениям учащихся.
- Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни, т.к. растут и разви-ваются все органы и системы организма. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – пол-нота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение имму-нитета, трудности в обучении.
Далее классный воспитатель выясняет, знают ли ребята, как попадают в орга-низм необходимые для роста и развития вещества? (Во время еды с продуктами пи-тания.) Перед тем как изучить правильный режим питания, дети на полосках бума-ги фломастерами записывают свою любимую пищу, ту, от которой они ник огда не отказываются.
Затем прикрепляют записанные названия магнитами на доске под заголовка-ми: (слайд № 11)
Полноценное
Горячее блюдо
Всухомятку Лакомство
Чтение и обсуждение записанного показывает, какой пище ребята отдают предпочте-ние. После этого обсуждается вопрос, всегда ли то, что нам нравится, можно есть в больших количествах и каждый день? Можно ли кор-мить младенца пельменями, а пятиклассника одними булками? Почему? (Нет, еда должна соответствовать возрасту и быть разнооб-разной.) (слайд № 15) Переходим к составле-нию индивидуального режима питания. В груп-пах дети обсуждают, когда лучше принимать завтрак, школьный завтрак, обед и ужин.