Кл.час "Питание и здоровье"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 3»
- «Питание и здоровье»
- (классный час в 8 классе)
- Провела: Енамукова Марина Черчановна,
- классный руководитель 8 класса
- 2016 г.
- «Питание и здоровье» (слайд № 1)
- Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему
- здоровью через понятие здорового питания. (слайд № 2)
- Задачи:
- - учить составлять и соблюдать правильный режим питания;
- - формировать умение выбирать полезные продукты питания;
- - развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
- - сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
- - помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения
- к здоровому образу жизни;
- - работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни,
- гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
- - развивать творческие способности, память, внимание, познавательный инте-рес;
- - воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
- Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное
- питание.
- Форма проведения: работа в группах.
- Средства обучения: плакат "Пирамида питания", плакат "Здоровое питание",
- мультимедиа-проектор, ноутбук, презентация, магнитная доска.
- Подготовка учителя:
- - оформить доску темой классного часа, общей таблицей режима питания;
- - подготовить презентацию (фотографии людей с разным здоровьем и
- успехом в жизни, рисунки продуктов, содержащих белки, жиры и углеводы);
- - напечатать бланки для составления индивидуального режима питания;
- - разложить на столы бумагу для письма, фломастеры.
- Подготовка учащихся:
- - разделиться по желанию на 2 рабочие группы,
- - расставить мебель в классе для работы по группам,
- - приготовить письменные принадлежности.
- Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благопо-лучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
- Ход классного часа
- I. В начале классного часа классный воспитатель предлагает разместиться
- группами и прочитать тему занятия, записанную на доске. (слайд № 4)
- ПИТАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ
- II. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить
- свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает
- по-своему.
- -Вспомните, пожалуйста, и назовите факторы, способствующие улучшению
- здоровья: (соблюдение режима дня, правильное питание, оптимальная физическая
- нагрузка, хорошее настроение, отсутствие вредных привычек).
- -Что мы имеем в виду, когда говорим о правильном питании? (Есть в одни и те
- же часы пищу, богатую питательными веществами).
- Древние греки, например, мало болели, но долго жили!
- -Отчего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, та-бака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занима-лись наукой, полдня физкультурой.
- А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом погово-рим.
- Представьте себе, что вам нужно построить хороший дом. На базе строймате-риалов вам предложили несколько вариантов кирпичей. Обсудите в группе, какие
- кирпичи купите для постройки прочного и долговечного здания. (Обсуждение и вы-ступление представителей групп.) (слайд № 5)
- Крупные и крепкие Мелкие и фигурные 10 руб.
- Разнокалиберные, пересортица 5 руб.
- Красивые, но не прочные 3 руб.
- Выбор ребят похож и это не удивительно: все понимают, что из плохих
- стройматериалов дом не построить. А если построить красивый дом, но из некач е-ственных стройматериалов, то дом долго не простоит.
- III. Сегодня на классном часе речь пойдёт о строительстве вашего организма,
- т. е. о его развитии. Мы должны разобраться, из каких “кирпичиков” складыв ается
- крепкое здоровье. Выберите фотографию человека в качестве модели своего буд ущего. (Варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.) (слайд №
- 6,7)
- Ребята обсуждают задание и слушают мнения представителей всех групп.
- Учитель подводит итог выступлений учащихся.
- - Вы опять единодушны в своём выборе: все хотят быть молодыми, успешны-ми, здоровыми. Никто не сомневается, что успеха в жизни может достичь только сильный, здоровый, умный человек. А какие “стройматериалы” необходимы для
- осуществления лучшего варианта “постройки” здорового организма? Сейчас узнаем.
- IV. Доктора советуют: чтобы правильно питаться, нужно два условия: уме-ренность и разнообразие. Что значит умеренность?
- - Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы
- жить, а не живем, для того чтобы есть».
- Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда
- происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе суще-ственно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии чело-века является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
- Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.
- «Мельница живёт водою, а человек едою»
- -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
- Зачем человеку необходима пища? (пополняет организм веществами, даю-щими энергию).
- Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.
- Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг. массы тела
- равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки –1080 (45*24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.
- Переходим к ознакомлению с правильным рациональным режимом питания.
- Классный руководитель предлагает рассмотреть таблицу 1 “Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов” и определить, какие вещества необходимы для построения тканей, органов, для нормальной жизнедеятельности человека в воз-расте 14-16 лет? (Таблица выдаётся на каждый стол).
- - Вспомните, ещё в начальной шко-ле вам говорили, что питание должно быть
- разнообразным. Обратите внимание: опти-мальный баланс белков, жиров и углеводов в
- школьном возрасте 1:1:4. Рассмотрите рисунки
- продуктов, которые содержат белки, жиры и
- углеводы. Что ещё нужно учитывать при под-боре продуктов? (Минеральные вещества и
- витамины) (слайд № 9)
- - Как называется возраст 14 – 16
- лет? (подростковый) (слайд № 10)
- - Подумайте, что будет, если подро-сток не будет получать необходимые организ-му жиры, белки, углеводы, а также витамины и минеральные вещества?
- Дети обсуждают вопрос в группах и озвучивают своё мнение.
- Игра: «Полезное – неполезное»
- - Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:
- - Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное мас-ло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
- Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию
- «Будь здоров». Учёные-консультанты расскажут вам много интересного (за
- отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы).
- Классный руководитель. Давайте внимательно рассмотрим упаковки
- некоторых продуктов питания, которые вы принесли сегодня на классный час. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём. Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на кондитер-ских изделиях, сладостях, мороженом и т.д. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши консультанты.
- Консультант 1. Современное производство продуктов питания немыс-лимо без пищевых добавок. Они спо-собствуют длительному сохранению,
- улучшению цвета, вкуса и консистен-ции продукта. В странах Европейско-го союза принята система цифровой
- кодификации пищевых добавок: каж-дая из ни обозначается буквой «Е» и
- цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитер-ские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения про-дукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399)
- защищают продукт от повреждающе-го действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную конси-стенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления
- водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов.
- Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, при-правы, колбасы.
- Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в
- пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.
- Классный руководитель. В последнее время на этикетках можно увидеть
- надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифици-рованных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО).
- Что это значит?
- Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в
- обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные
- растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Транс-генные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низ-кокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микр о-элементов.
- Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии
- ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали ма-лорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению.
- Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается числен-ность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия Классный руководитель подводит итог разным суждениям учащихся.
- - Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни, т.к. растут и разви-ваются все органы и системы организма. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – пол-нота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение имму-нитета, трудности в обучении.
- Далее классный воспитатель выясняет, знают ли ребята, как попадают в орга-низм необходимые для роста и развития вещества? (Во время еды с продуктами пи-тания.) Перед тем как изучить правильный режим питания, дети на полосках бума-ги фломастерами записывают свою любимую пищу, ту, от которой они ник огда не отказываются.
- Затем прикрепляют записанные названия магнитами на доске под заголовка-ми: (слайд № 11)
- Полноценное
- Горячее блюдо
- Всухомятку Лакомство
- Чтение и обсуждение записанного показывает, какой пище ребята отдают предпочте-ние. После этого обсуждается вопрос, всегда ли то, что нам нравится, можно есть в больших количествах и каждый день? Можно ли кор-мить младенца пельменями, а пятиклассника одними булками? Почему? (Нет, еда должна соответствовать возрасту и быть разнооб-разной.) (слайд № 15) Переходим к составле-нию индивидуального режима питания. В груп-пах дети обсуждают, когда лучше принимать завтрак, школьный завтрак, обед и ужин.