Анализ организации питания
Анализ деятельности
МБОУ СОШ № 3
по совершенствованию организации питания
обучающихся за последние 3 года
- 1. Общая характеристика общеобразовательной организации.
- 1.1. Вид общеобразовательного учреждения - муниципальное бюджетное
- общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3».
- Дата создания учреждения - 1968 г.
- 1.2. Местоположение - сельская местность
- 1.3. Численность обучающихся по проекту- 550;
- Численность фактически - 159
- 1.4. Режим работы – полный день, одна смена
- 9.00 - 17.30; суббота 9.00 – 16.00
- 1.5. Количество детей в классе – от 11 до 26
- Класс - комплектов - 11
- 1.6. Социальный состав семей обучающихся, удельный вес
- многодетных семей -54
- семей с низким достатком -35
- социально неблагополучных семей -1
- опекунских семей – 1
- приѐмных семей – 0
- неполных семей - 20
- 1.7. Кадровое обеспечение медицинского обслуживания в школе.
- Медицинское обслуживание осуществляет медицинский работник от ФГБУЗ ЦРБ РА «Кошехабльская районная больница» , с которым заключен договор на обслуживание МБОУ СОШ № 3.
- 1.8. Форма организации контроля состояния здоровья обучающихся в течение
- учебного года, динамика показателей здоровья обучающихся.
- Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием
- здоровья.
- Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся «группы
- риска» и больных детей.
- Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил.
- МБОУ СОШ № 3
- Профилактические медицинские осмотры учащихся 1 раз в год
- работниками Центральной районной больницы, по
- результатам которых учащиеся распределяются по группам здоровья и
- физкультурным группам.
- Проведение профилактических прививок фельдшером местной ФАП
- Контроль объема учебной нагрузки учащихся.
- Расписание занятий, режим дня, учебный план МБОУ СОШ № 3 соответствует государственным и санитарно-эпидемиологическим
- правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»
- Анализ показал, что за последние 3 года наблюдается снижение у учащихся заболеваний желудочно – кишечного тракта, нарушений зрения, хронических заболеваний.
- Нет учащихся с легочными и кожными заболеваниями, снизилась патология нервной системы.
- Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению ФГУЗ «Центра
- гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» МБОУ СОШ№ 3
- соответствует государственным санитарно-эпидимиологическим правилам и
- нормативам СанПиН
Обеспечение горячим питанием
Доля детей, получающих горячее питание (%)
- 2013-2014 2014-2015 2015-2016
- I ступень 100 100 100
- II ступень 70 70 100
- III ступень 50 75 100
- 1.9. Укомплектованность школьных столовых кадрами:
- В нашей столовой работают 1 шеф- повар , 1 повар, 1-кухрабочая. Столовая
- укомплектована специалистами согласно штатному расписанию. Работники
- столовой имеют профессиональное образование и стаж работы.
- Работники школьной столовой регулярно проходят курсы профессиональной
- подготовки и санитарно-гигиеническое обучение, а также медосмотр.
- Нарушений в организации качественного и безопасного питания нет.
- 2. Продовольственное сырьѐ доставляется специализированным
- транспортом, гарантирующим сохранность сырья и продукции, два раза в
- неделю, а хлеб – ежедневно. Имеется договор поставки продуктов
- питания с индивидуальным предпринимателем Шовгеновым Русланом Каплановичем от 25 .08.2016г. Приѐм пищевых продуктов и продовольственного сырья на пищеблок осуществляется при наличии сертификатов качества и безопасности продуктов. Овощи, выращенные на пришкольном участке, также проходят
- лабораторные исследования. Столовая работает на 12-дневном меню, которое
- составляется по возрастным физиологическим потребностям детей и
- подростков, сбалансировано по пищевой и биологической ценности.
- 2.1. Состояние материально-технической базы школьной столовой хорошее.
- Пищеблок на 90 % обеспечен современным технологическим оборудованием,
- на 100% - холодильным оборудованием .
- 2.5. Оснащенность пищеблока посудой, инвентарем.
- На пищеблоке имеется:
- Холодильник - 4
- Камера морозильная - 1
- Мармит - 1
- Плита электрическая (4 конфорки) с встроенным жарочным шкафом -2
- Водонагреватель - 1
- Полка для посуды - 4
- ванны моечные - 4
- Обеденные столы - 12
- Стулья - 60
- Кухонная посуда (кастрюли, дуршлаги,
- сотейники, сковороды и др.)- в достаточном количестве
- Весы - 2
- Наборы ножей, мерных ложек, разделочных досок- в достаточном количестве
- Посуда, кухонный инвентарь, технологическое и другое оборудование
- пищеблока промаркировано, используется по назначению. Неисправного
- технологического холодильного и другого оборудования на пищеблоке нет.
- 2.3.Площадь обеденного зала составляет 153,4 кв.м.
- 2.4. Стоимость питания:
- Приѐм пищи Стоимость- 20,80
- 2.5. Число (процент) детей из многодетных, малообеспеченных семей,
- получающих льготы на питание из местного бюджета в соответствии с
- нормативным документом муниципального уровня – 6/9,5 %
- 2.12. Питьевой режим в школе организован в форме питьевых фонтанчиков
- (кол-во-2 шт), к которым обеспечен свободный доступ учащихся в течение
- всего времени их пребывания в школе.
- 3. Рацион питания.
- 3.1. Питание осуществляется по 12-дневному меню, согласованному с
- территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской
- области в Бугурусланском районе (Приложение).
- 3.2. Благодаря рациональному сбалансированному питанию школьников
- повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается.
- 3.3. Разнообразие меню по дням недели и ассортименту буфетной продукции,
- сочетаемость блюд в меню, учет сезонности предлагаемого обеда.
- В школе используется двенадцатидневное меню, в котором не
- допускается повторение одних и тех же блюд в течение недели. Меню
- разрабатывается в соответствии с потребностью детей разных возрастных
- групп в питательных веществах и калорийности суточного рациона,
- учитываются территориальные особенности питания населения. В питании
- школьников запрещены продукты с раздражающими свойствами. В
- соответствии с новыми санитарными правилами в школе для детей проводится
- профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности для
- обеспечения физиологической потребности в витаминах.
- 3.4. В рацион питания включены продукты, обогащенные витаминами и
- микроэлементами: лимон, овощи, витамин «С», натуральные соки.
- 3.5. Имеются в наличии витаминные столы. Овощи, зелень, фруктовые соки -все это содержит много витаминов. Эти продукты присутствуют на
- обеденном столе школьников почти ежедневно.
- 3.6. Централизованно производится использование в рационе питания
- продуктов, обогащѐнных микроэлементами, проводится С-витаминизация
- третьих блюд. Ответственный за осуществление данной процедуры - повар,
- Дагужиева З.И.
- 4. Контроль за организацией питания.
- 4.1. Имеется в наличии программа производственного контроля.
- 4.2. Медицинский работник ведет контроль за санитарно-гигиеническим
- состоянием пищеблока школы. Контроль организации горячего питания
- осуществляется представителями родительского комитета один раз в четверть.
- Ведутся бракеражные журналы производственного сырья, готовой
- продукции. Согласно программе производственного контроля за соблюдением
- санитарных правил и норм, утверждѐнной 01.09.2016г., два раза в год
- производится анализ смывов .
- 4.3. Контроль за качеством поступающих продуктов осуществляют
- завхоз школы, медработник, шеф-повар во время приѐма
- продуктов от поставщиков с отметкой в журнале приѐма сырья и продуктов.
- Выдача готовой пищи по новым санитарным правилам осуществляется только
- после снятия пробы комиссией в составе 4 человек (директор, зам. директора
- по УВР и председатель профсоюзного комитета, повар) до приема ее детьми.
- 4.4. Контроль за качеством приготовления пищи, соблюдением технологии
- приготовления блюд осуществляет комиссия, в которую входят медицинский
- работник, директор школы и лица, определѐнные приказом директора по
- школе. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и
- распоряжениями Управления образованием, Уставом и локальными
- актами МБОУ СОШ № 3.
- Состав школьной комиссии утверждается приказом директора школы на
- каждый учебный год. Члены комиссии из своего состава выбирают
- председателя.
- Работа комиссии осуществляется в соответствии с приказом директора и
- планом работы комиссии. Результаты проверок и меры, принятые по
- устранению недостатков, оформляются актами и рассматриваются на
- заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.
- 4.5. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных
- проб осуществляет директор школы. Суточные пробы хранятся в отдельном
- холодильнике в прикрытом виде.
- 4.6. Имеются в наличии технологические карты (Приложение).
- 4.7. Бракеражная комиссия ежедневно утром проводит бракераж готовой
- кулинарной продукции посредством снятия проб, осуществляет проверку
- качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов. Имеются приказы и распоряжения бракеражной комиссии.
- 4.8. На пищеблоке ведется документация:
- -журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
- -журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- -журнал температурного режима холодильного оборудования;
- -журнал контроля состояния здоровья персонала;
- -журнал учета учащихся;
- -ведомость контроля рациона питания;
- -журнал визуального производственного контроля пищеблока;
- -журнал витаминизации блюд;
- -журнал регистрации аварийных ситуаций;
- -журнал регистрации температурно-влажностного режима в складских
- помещениях и холодильных шкафах;
- 4.9. Соблюдается режим питания обучающихся. Имеются в наличии графики
- посещения столовой, количества перемен, определенных для отпуска питания,
- их продолжительность.
- 4.10. Классными руководителями ведется учет количества питающихся
- обучащихся. Ежедневно перед началом занятий классные руководители
- отмечают наличие детей в журнале « Учѐт питания учащихся».
- 4.11. В школе осуществляется профилактика пищевых отравлений и
- инфекционных заболеваний. С этой целью ведѐтся контроль соблюдения
- условий и сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов, требующих
- особых условий хранения, проводится контроль температурных режимов
- хранения в холодильном оборудовании с использованием термометров.
- Данные заносятся в «Журнал учѐта температурного режима холодильного
- оборудования».
- Для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки
- предметов производственного окружения используются разрешѐнные к
- применению в установленном порядке моющие, чистящие и
- дезинфицирующие средства (с сертификатами), согласно инструкциям по их применению. Отбирается суточная проба согласно требованиям СанПиНа.
- 5. Мероприятия по развитию системы организации питания,
- формированию культуры питания на различных этапах обучения.
- 5.1. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают
- повышенный интерес. Для решения этих вопросов наша школа направляет
- свою работу на внедрение новых схем питания школьников и использование
- современного высококачественного оборудования, позволяющего при
- минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований
- сегодняшнего дня. Мониторинг реализации Программы по
- совершенствованию организации школьного питания «Правильное питание»
- дал следующие результаты:
- № Критерии оценки Результаты (%)
- 1.Охват учащихся организованным
- горячим питанием 100
- 2 Число учащихся 1–4 классов, всего и 74/100%
- получающих горячее питание
- 3 Число учащихся 5–9 классов, всего 72/100%
- получающих горячее питание
- 4 Число учащихся 10–11 классов, всего и 13/100%
- получающих горячее питание
- 5 Число учащихся, получающих
- бесплатное горячее питание (всего):
- – дети сироты и дети, оставшиеся без 1/1,59%
- попечения родителей;
- – дети из малообеспеченных семей в 0
- режиме продлѐнного дня;
- – дети-украинцы; 0
- – дети из малообеспеченных семей 5/8%
- 6 Организация питьевого режима 100
- 8 Общественное участие. Проверка
- работы школьной столовой комиссией с Замечаний нет
- последующим составлением актов.
- 9 Организация системы мониторинга Ежемесячно
- охвата горячим питанием.
- 10 Регулярное размещение информации на Еженедельно
- сайте школы
- 11 Наличие научно–просветительских «Правильное питание»
- по вопросам рационального
- питания.
- 12 Наличие и оформление вывески с На стенде в столовой
- указанием наименования организации,
- типа предприятия, режима работы.
- 13 Наличие уголка потребителя. В обеденном зале
- 14 Отсутствие жалоб в книге отзывов и Жалоб нет
- предложений.
- 15 Техническое состояние Хорошее
- производственных и служебно–бытовых
- помещений.
- 17 Внедрение прогрессивных методов
- обслуживания;
- – предварительное накрытие столов; Да
- 18 Состояние материально– технологической базы:
- – внедрение нового оборудования; Да
- –- наличие и состояние столовой и Хорошее
- инвентаря , санитарной одежды
- 19 Ведение необходимой производственной Имеется вся документация
- и технологической документации
- (технологических карт, бракеражного
- журнала, журнала здоровья, журнала
- регистрации проверки
- весоизмерительного оборудования).
- 20 Соблюдение технологии приготовления Соблюдается
- кулинарной продукции (приложить
- протоколы лабораторных исследований)
- 21 Организация витаминных столов. Да
- 22 Внедрение цикличного меню. Да
- 23 Соблюдение санитарно–
- эпидемиологических требований Соблюдается
- 24 Проведение витаминизации первых и Да
- третьих блюд, молока.
- 25Повышение квалификации персонала:
- – укомплектованность штатов Полностью
- – курсы повышения квалификации;
- – участие в конкурсах
- профессионального мастерства и Да
- выставках. Нет
- 26 Взаимодействие по вопросам питания с Да
- педагогическим советом, родительским
- комитетом, проведение совместных
- мероприятий.
- 28 Проведение анонимного анкетного
- опроса школьников о качестве и Да
- ассортименте блюд и кулинарных
- изделий, культуре обслуживания (1 раз в
- 2 месяца).
- 5.2. Вопросы организации питания рассматривались на заседаниях Совета
- МБОУ СОШ № 3 при директоре:
- 1. «О работе школьной столовой в летнем лагере», 27.05.16 г. (Протокол № 2)
- 2. «Организация горячего питания в школе», 16.09.2016 (Протокол №3).
- 5.3. В школьной столовой эстетически оформлен обеденный зал. Имеются
- информационные стенды:
- - «Уголок потребителя», где размещены приказы директора школы
- «Об организации горячего питания обучающихся», список
- обслуживающего персонала пищеблока, режим работы пищеблока,
- график посещения столовой школьниками различных классов,
- циклическое меню (для обучающихся в начальной школе),
- циклическое меню (для обучающихся на второй и третьей ступенях
- школы);
- - «Фитобар «Ягодка» с рецептами ягодных напитков и
- рекомендациями по употреблению ягод в любое время года;
- - «Совет по питанию в действии», где отражена работа школьного
- Совета по питанию, результаты проверок, рекомендации по
- организации питания;
- - «Витамины», на котором размещена информация о витаминной
- ценности овощей, рыбы, мяса, круп и других продуктов;
- - «Правила поведения в столовой» с описанием норм поведения,
- правил этикета, предназначением столовых приборов;
- - «Памятки» учащимся об усвоении пищи, об укреплении
- иммунитета, о диетическом питании, о гигиенических навыках,
- - «Приятного аппетита!» с рецептами различных блюд;
- - Меню, где ежедневно вывешивается меню с перечнем блюд на день;
- - «Родителям о здоровом питании» с рекомендациями по
- организации питания первоклассника, подростка, о необходимости
- пополнения организма ребѐнка витаминами.
- 5.4. Ведутся лекции для педагогов по вопросам
- формирования культуры здорового питания.
- В начале каждого нового учебного года планируется работа по данному
- направлению среди педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД),
- учащихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для учащихся
- и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа. На
- первом в учебном году родительском собрании вопрос организации питания -один из самых важных. Проводится анкетирование родителей «Питание в
- школе глазами родителей» с целью выяснения вопросов: устраивает ли их
- организация питания в школе, удовлетворены ли они санитарным состоянием
- столовой, качеством приготовления пищи.
- Примерное содержание тематических уроков по рациональному питанию
- Предмет Содержание занятия
- Биология Основные компоненты пищи, их значение.
- Физиология пищеварения, значение рационального
- питания для нормального функционирования
- желудочно-кишечного тракта
- Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для
- профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
- Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма
- человека.
- География Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения
- рационального питания
- ИЗО Рисунок «Мое меню»
- Иностранный язык Чтение, пересказ текста по рациональному
- питанию или проблемам со здоровьем, питанием
- История Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции
- рационального питания, соблюдения мер гигиены
- Классный час Обсуждение вопросов рационального питания
- Технология Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи
- Литература Обсуждение меню персонажей литературного
- произведения (А.Пушкин «Евгений Онегин», А.Толстой
- «Война и мир», Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.)
- ОБЖ Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих
- на состояние здоровья
- Обществознание Обсуждение проблемы питания в обществе
- Классный час Питание и здоровье;
- Русский язык Диктант, изложение или сочинение на тему
- рационального питания, компонентов пищи или
- заболеваний, связанных с питанием
- Физика Использование физических факторов (температура,
- измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной
- обработки пищи (например, кипячения) для профилактики
- различных заболеваний.
- Химия Пищевые добавки и их отрицательное влияние на
- здоровье.
- Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их
- значение для организма
- Математика Расчет количественного соотношения продуктов в меню.
- Необходимое количество продуктов для школьной
- столовой на месяц.
- 5.5. В школе реализуются образовательные программы, направленные на
- формирование культуры здорового питания: «Школьное питание – здоровое
- питание», «Здоровое питание – залог здоровья» .
- 5.6. Проведение массовых мероприятий, тематических досугов с целью
- формирования у учащихся культуры питания .
- 5.7. Совместные детско-родительские мероприятия (тематика, оценка уровня проведения, эффективность).
- 5.8. Наличие страницы «Школьное питание» на сайте образовательной
- организации (указать адрес сайта, периодичность обновления информации,
- содержательность).
- Адрес сайта: 3sosh.ru
- Содержание информации на сайте:
- - охват школьников питанием;
- - рацион питания;
- - контроль организации питания;
- - темы лекций для родителей и учащихся;
- - методические рекомендации по организации питания обучающихся;
- - программа по питанию;
- - школьное меню;
- - график работы столовой;
- - буклеты Питание детей в школе», «Я здоровье сберегу…»;
- - фото оборудования пищеблока и обеденного зала.